Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

 

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Главное управление) во исполнение подпункта 20.6 пункта 20 Приказа Минюста России от 29.03.2019 № 56 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2018 и задачах на 2019 год» проанализированы и обобщены типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации. В результате анализа установлено, что некоммерческими организациями при предоставлении документов для государственной регистрации допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации.

 

Типичные нарушения:

- противоречие устава, протокола учредительного собрания, иных представленных документов законодательству Российской Федерации;

- необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке;

- представленные для государственной регистрации документы, содержат недостоверные сведения.

 

 Наименования некоммерческих организаций и общественных организаций не соответствуют пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») и статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»). В нарушение указанных норм действующего законодательства в наименовании отсутствует указание на характер деятельности некоммерческой организации, либо характер деятельности организации не соответствует целям ее создания, либо в наименовании используется аббревиатура без расшифровки, либо в наименовании общественного объединения отсутствует указание на территориальную сферу деятельности.

 

В нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций не содержат указание на предмет и (или) виды деятельности некоммерческой организации.

 

В нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах некоммерческих организаций не закреплен срок полномочий руководящих и исполнительных органов, не разграничена компетенция данных органов; уставы содержат указание на органы управления, порядок образования и компетенция которых в уставе отсутствует.

 

В нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах некоммерческих организаций отсутствует порядок принятия решений высшим органом управления по вопросам исключительной компетенции, перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления не соответствует перечню, закрепленному в пункте 3 статье 29 указанного закона.

 

В нарушение пункта 2 статьи 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах организаций отсутствует порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов).

 

Уставы некоммерческих организаций – корпоративных юридических лиц в части указания прав и обязанностей участников (членов) не соответствуют пунктам 1, 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

В уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Отсутствие в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, описания используемой организациями символики, что противоречит положениям пункта 5 статьи 3  Федерального закона «О некоммерческих организациях» и частью 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях».

 

Протоколы учредительных собраний некоммерческих организаций не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: в протоколах отсутствует указание места и времени проведения собрания, ответственных за подсчет голосов лиц, результатов голосования, список присутствующих участников собрания.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решении об учреждении юридического лица указываются, в том числе, сведения о сроках образования имущества юридического лица,    об избрании (назначении) органов юридического лица. Однако, в нарушение пункта 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в протоколах учредительных собраний отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, отсутствуют сведения об избрании органов, предусмотренных уставом. 

 

Параграфами 6, 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определены общие требования и особенности создания и деятельности конкретных организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).

Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм, не соблюдаются, особенности их правового положения в уставах не учитываются.

 

К нарушениям также относится несоответствие в представляемых на государственную регистрацию документах кодов видов экономической деятельности некоммерческих организаций целям и видам деятельности, предусмотренным ее уставом.

 

Полагаем необходимым отметить нижеследующие ошибки допускаемые заявителя при представлении соответствующих документов для регистрации:

1. Наименование некоммерческой организации в заявлении о государственной регистрации указывается не полностью (например, не указывается организационно-правовая форма либо допускаются сокращения в полном наименовании организации), указывается наименование, не соответствующее уставу и другим, представленным для государственной регистрации документам, использование в наименованиях организациях иностранных слов.

2. Наименование руководящих и иных органов в различных документах не соответствует уставу некоммерческой организации (наименования органов в протоколах, заявлениях).

3. Ненадлежащее оформление (заполнение) заявлений.

Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов, утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций при заполнении форм заявлений необходимо указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные указанным приказом, учитывая, что в соответствии с указанными  требованиями, двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, не допускается, заявление заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета, при этом заполняются приложения, соответствующие вносимым изменениям (чистые листы не прикладываются).

 

 

4. Представление документов в не прошитом, непронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не подлежат представлению.

 

5. Непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре.

Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 №455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы) представляются в трех экземплярах.

 

6. Несоблюдение порядка формирования (назначения) органов общественных и религиозных организациях, входящих в структуру общероссийских общественных организаций и централизованных религиозных организаций.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 8.1 статьи 8, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») уставом общественных объединений и религиозных организаций регулируется порядок образования органов управления организацией.

Принимая во внимание вышеуказанное, в уставах отделений общероссийских объединений, а также в уставах местных религиозных организаций может быть предусмотрена обязательная процедура согласования, либо назначения (формирования) руководящих органов вышестоящей организацией, в структуру которой они входят.

 

7. Заверение заявления о государственной регистрации некоммерческой организации подписью ненадлежащего лица.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона  от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого лица;

- иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица в соответствии с положениями устава;

- учредитель юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Документы для государственной регистрации некоммерческих организаций могут быть представлены в Главное управление непосредственно заявителем (лица, имеющие право выступать в качестве заявителей, перечислены выше) либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

 

8. Дополнительно рекомендуем, при оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

 

В целях недопущения ошибок при оформлении документов, предоставляемых для государственной регистрации, рекомендуем заявителям следующее:

- подробно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческой организации (в соответствии с ее организационно-правовой формой и характером деятельности);

- знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на официальном интернет-сайте Главного управления, а также на информационных стендах в помещении Главного управления и в информационных буклетах.

 

Кроме того, в целях соблюдения положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации, рекомендуется заявителям в своих учредительных документах обязательно предусматривать положения Федерального закона от 05.05.2014 № 99 – ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

11 июня 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).