В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), в целях реализации приказа Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований», Главным управлением Минюста России по Москве (далее – Главное управление) проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.
В 2018 г на наличие коррупциогенных факторов изучено 1786 нормативных правовых актов города Москвы (в 2017 году - 1387). Коррупциогенные факторы выявлены в 7 нормативных правовых актах города Москвы, что составляет 0,4% от общего числа проведенных экспертиз (в 2017 году коррупциогенные факторы выявлены в 5 нормативных правовых актах, что также составлило 0,4 % от общего числа проведенных экспертиз): 1 акт продолжает содержать выявленный коррупциогенный фактор, по которому с доводами, изложенными в заключении Главного управления, орган государственной власти согласился.
В 2018 г в 3 актах города Москвы был выявлен такой коррупциогенный фактор, как - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права:
1. Постановление Правительства Москвы от 14.02.2012 № 43-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
2. Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 № 646-ПП «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, в сфере поддержки инновационной деятельности, в производственной сфере, осуществляющим реализацию за пределы территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы».
3. Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации».
В 3 актах города Москвы был выявлен такой коррупциогенный фактор, как – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов:
1. Закон города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы».
2. Закон города Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве».
3. Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
В 1 акте – широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц):
1. Закон города Москвы от 12.07.2006 № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».
Анализ выявленных в 2018 году и в аналогичном периоде 2017 года коррупциогенных факторов показал, что такие коррупциогенные факторы, как нормативные коллизии, отсутствие или неполнота административных процедур за указанные периоды не выявлялись.
О выявленных в нормативных правовых актах несоответствиях и коррупциогенных факторах информируется прокуратура города Москвы.
В 2018 году Главным управлением проведены антикоррупционные экспертизы 4 уставов муниципальных образований и 136 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (коррупциогенных факторов не выявлено). В 2017 года проведена антикоррупционная экспертиза 189 муниципальных правовых актов.
Количество подготовленных заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года уменьшилось.
В настоящее время, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146 «Об утвержденииАдминистративного регламента Министерства юстиции Российской Федерациипо предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертовантикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивает Министерство юстиции Российской Федерации.
Необходимо отметить работу Главного управления в сфере противодействия коррупции и иных правонарушений, направленную на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими антикоррупционного законодательства.
Основные принципы противодействия коррупции, правовыеи организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
На регулярной основе в Главном управлении проводятся конференции, круглые столы, в ходе которых обсуждаются нормативные правовые акты, регламентирующие служебное поведение, должностные обязанности, запреты и ограничения федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, соответствующая информация размещается на официальном интернет-сайте, информационных стендах Главного управления, работают телефоны доверия.
Главным управлением на постоянной основе уделяется особое внимание анализу Справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных федеральными государственными гражданскими служащими за отчетный период, учитывается декларирование служащими дохода от выполнения иной оплачиваемой работы, по ранее поступившим уведомлениям, проводится мониторинг сведений о получении подарков федеральными государственными гражданскими служащими, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.03.2016 № 71 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» Главным управлением утвержден состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
В отчетном периоде проведено 1 заседание Комиссии, в части декларационной компании Главного управления, меры дисциплинарной ответственности в отношении федеральных государственных гражданских служащих не применялись.
Особое внимание уделяется рассмотрению обращений граждан о противоправном (коррупционном) поведении федеральных государственных гражданских служащих.