Вы здесь

Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы внутригородских муниципальных образований города Москвы в 2019 году

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений», в компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 № 122«Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;

- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.02.2017. № 9«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;

- иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ), основаниями для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений является:

-             противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

-                     нарушение установленного Федеральным законом №131-Ф3 порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

-                     наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.

В результате проведенного анализа практики государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, выявлены типичные нарушения действующего законодательства, послужившие в 2019 году основанием для отказа в государственной регистрации указанных муниципальных актов:

- отсутствие кворума депутатов представительного органа муниципального образования при принятии муниципального правового акта, что не соответствует части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

- принятие муниципального правового акта без одновременного опубликования (обнародования) с  проектом  установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, что не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- принятие муниципального правового акта без проведения публичных слушаний в нарушение статьи 28 Федерального закона  № 131-ФЗ;

- несоответствие перечня полномочий главы муниципального округа, закрепленных в Уставе муниципального образования, перечню полномочий, установленных федерльным законодательством, в частности Федеральным законом от 28.03.1998  № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

- установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и закону города Москвы от 25.11.2009 № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве»;

- закрепление в Уставе муниципального образования социальных гарантий депутатов, главы муниципального образования, непредусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

- закрепление в Уставе муниципального образования не полного перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы администрации, определенного частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-Ф3.

 

Также, в муниципальных актах о внесении изменений в уставы, представляемых на государственную регистрацию, выявлены нарушения правил юридической техники:

- неверно указываются реквизиты нормативных правовых актов, ссылки
на положения статей устава, отсутствуют ссылки на конкретные нормативные правовые акты, в случае осуществления ими прямого и (или) специального регулирования в той или иной сфере законодательства;

- имеет место дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация статей устава, ссылка на несуществующие положения устава;

- допускаются лингвистические, пунктуационные ошибки;

- в ряде случаев не согласованы окончания, отсутствуют логичность и последовательность изложения положений, закрепленных в уставе, муниципальном правовом акте.

 

Помимо этого, допускаются следующие нарушения федерального законодательства:

- несоблюдение требований части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, согласно которым Устав, муниципальный правовой акт муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;

- не соблюдается 10-дневный срок предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации, установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ;

- не соблюдаются требования части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ согласно которым, глава муниципального образования обязан опубликовать зарегистрированные устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

 

15 января 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).