Вы здесь

Перспективы «третьего сектора». О мерах по развитию социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)

Когда в России принимались нормативные правовые акты, выделяющие из общей массы некоммерческих организаций социально-ориентированные (СО НКО), в этом, конечно же, выразилась надежда законодателя привлечь общественные организации, фонды, волонтёров именно в те сферы, где, по мнению законодателя, общественная поддержка нужна в первую очередь. Это, например, всё, что связано с улучшением качества жизни инвалидов и пожилых людей, с улучшением доступа малоимущих к медицинским и образовательным услугам, различные культурные и спортивные проекты.

Не секрет, что некоммерческий сектор по определению не может развиваться равномерно, как какая-нибудь отрасль государственной экономики, ведь он держится на общественных инициативах. Есть направления, которые недостаточно поддерживаются общественными организациями, и есть, напротив, популярные у НКО сферы. Эксперты по вопросам НКО могут также заметить, что существует и страновая, и региональная специфика развития «третьего сектора».

Однако российским законодателем и органами исполнительной власти предпринимаются меры по стимулированию социально-ориентированной деятельности НКО. Не далее как в июне 2019 года министр экономического развития России Максим Орешкин заявил на Форуме социальных инноваций регионов,  что достижение национальных целей по повышению качества жизни в значительной степени зависит от социально-ориентированных некоммерческих организаций, и привёл успешные примеры работы СО НКО в части развития паллиативной помощи и дистанционного обучения иностранным языкам.

По предварительным данным, представленными регионами по итогам 2018 года, общий объем средств, переданных ими НКО на предоставление социальных услуг населению, составил более 39 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем в полтора раза (на 58,4 процента). Указанные средства были распределены между 3,9 тысячами НКО, услуги которых получили более 14,5 миллионов человек.

В настоящее время в соответствии с поручениями Президента России по итогам заседания Госсовета в декабре прошлого года Министерством экономического развития РФ разработаны законопроекты, обеспечивающие распространение на СО НКО льгот и механизмов поддержки, уже действующих в отношении организаций малого и среднего предпринимательства. Сейчас завершается их согласование.

Это касается ограничения сроков проведения проверок, предоставления возможности преимущественной приватизации арендуемого имущества, использования региональных гарантийных фондов и центров инноваций в социальной сфере. Тем самым регионы смогут максимально полно использовать уже сложившуюся инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса для поддержки СО НКО.

Территориальные органы Министерства юстиции России­­­ являются одним из основных участников процесса развития некоммерческого сектора, поддерживают его.

В первую очередь тем, что регистрируют НКО при создании, контролируют соблюдение организацией законодательства о некоммерческих организациях, и далее, если НКО изъявляет желание получить статус социально-ориентированной организации, именно Минюст России принимает решение о признании организаций исполнителем общественно полезных услуг, то есть – СО НКО.

В Москве решения о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг принимает Главное управление Минюста России по Москве, порядок реализации этого права НКО установлен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг».

Социально ориентированными некоммерческими организациями сегодня признаются НКО (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также НКО, осуществляющие один или несколько из 18 видов деятельности согласно утверждённому законодателем списку 

Вхождение в реестр СО НКО предполагает поддержку от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций.

По статистике сегодня в Москве лишь 21 НКО зарегистрированы в качестве социально-ориенториванных, это очень скромный показатель для огромного города.

– Сейчас самое время НКО проявить активность по включению в реестр с целью получения льгот и механизмов поддержки, о которых говорят в Министерстве экономического развития РФ, – считает Маргарита Мезенцева, зам.начальника Главного Управления Минюста России по Москве. – Процедура включения в реестр СО НКО проста и не требует дополнительных расходов, а весь алгоритм прописан в Постановлении Правительства РФ №89 от 26 января 2017 года.

Территориальным органом юстиции заключено соглашение об информационном взаимодействии с Комитетом общественных связей города Москвы, которым проводятся конкурсы на предоставление бюджетных субсидий СО НКО.  В ближайшие месяцы юристы Главного управления Минюста России по Москве планируют выступить с лекциями по вопросам регистрации социально-ориентированных организаций в Ресурсном центре НКО Комитета общественных связей Москвы.

Мы убеждены, что у «третьего сектора» Москвы хорошие перспективы развития, а новеллы законодательства приведут к возникновению большого числа новых СО НКО. 

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»

Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Министерства экономического развития  РФ 

12 августа 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).